Знаменное пение – монументальнейший свод мелодических сокровищ. (академик Б. Асафьев)


Знаменное пение (распев) – вид древнерусского богослужебного пения. Под распевом необходимо понимать распевание текстов, предназначенных для церковного богослужения, то есть слово, произнесенное нараспев. На древнерусском слово «знамя» обозначает «знак». Для записи музыкальных нотаций использовались невменные знаки. Невма – единица нотной графики.  Невмы как знаки на Руси получили оригинальное название «крюки». В немвенной нотации не указывается точная высота и протяжённость звука или группы звуков. Задача невмы (крюка) состоит в том, чтобы напомнить исполнителю о заранее изученной известной ему мелодии. Линейная нотация разбивает распев на ряд звуковых нот, а знаменная нотация призывает певца мыслить целыми оборотами – мелодическими формулами. Знак обозначал от одного до восьми звуков, а также содержал информацию о продолжительности, силе, окраске и высоте звука.

Русское знаменное пение имеет диатонический музыкальный строй. Диатонический звукоряд состоит в чередовании идущих подряд двух-трех целых тонов и одного полутона. В своей книге «Третья сигнальная система» И.П.Шмелев пишет: «Диатонический звукоряд потенциально обладает терапевтическим эффектом, то есть способен тонизировать, подпитывать энергетический баланс человека. Это подтверждено обильным эмпирическим, хорошо контролируемым в эксперименте материалом.»

Невменная нотация 12 век.

Невменная нотация 15 век.

Знаменное пение основано на так называемой модальной музыкальной системе.  Модальной называется гармония, основанная на принципе определенного ладового звукоряда. Модальная система строится на принципах покоя, стабильности, устойчивости и т.д.

Существует несколько видов знаменного распева со своими системами записи, характеризующимися разными типами «знамен». Несмотря на различия, все эти виды церковного пения образовывали единый комплекс распевов, применяемых в том или ином богослужении или как отдельное песнопение.

 

Демественный распев или демественное пение – характеризуется торжественным стилем пения с широкими распевами отдельных слогов текста. До 16 века демественный распев записывался знаменной нотацией, позже на ее основе была создана демественная нотация, использующая элементы знаменной нотации, но в более усложнённом виде.

Путевой распев – отличается большой торжественностью, распевностью и плавностью. До 16 века записывался знаменной нотацией, а после возникла оригинальная путевая нотация. В начале 17 века появляются первые путевые азбуки и образуется специфическая терминология, определяющая принадлежность песнопений к путевому распеву.

Кондакарный распев – состоит из мелодически развитых элементов, особой мелизматикой. Мелизматика – распев, при котором на один его слог приходится много звуков мелодии. В основе нотаций кондакарного распева лежат палео-византийские нотации заимствованные в 9 веке.  Кондакарное пение полностью вышло из употребления до 15 века. После 17 века встречается во всех певческих книгах записанным обычным «столповым знаменем», не предназначенным для этого, что, вполне возможно, могло привести к искажениям в исполнении этого распева.

Другие виды распевов, записываемые современной нотацией.

Валаамский распев – «Тоны этого напева величественны, протяжны, заунывны, изображают стоны души кающейся <…>. Эти тоны – в гармонии с дикою, строгою природою, с громадными массами гранита, с темным лесом, с глубокими водами» свт. Игнатий (Брянчанинов) «Валаамский монастырь.» С. 14-15. В книге «Обиход одноголосный церковно-богослужебного пения по напеву Валаамского монастыря» в 1902 г. сказано: «напев валаамский есть соединение напевов: большого и малого знаменного, а также и других».

Киевский распев – состоит из попевок терцово-квартового строения, укладывающихся в диатонический звукоряд. Техника композиции киевского распева сводилась к построчному распеванию текста. Мелодии его короче и проще в ритмическом отношении, в них отсутствует вариантная разработка попевок, но более ясно выступает ощущение тонической устойчивости.

Греческий распев – мелодику греческого распева отличает симметрия ритма и тональная стабильность. Первые нотации на Руси появляются во второй половине 17 века.

Болгарский распев – для него характерны симметричность движения, тональная устойчивость напевов, точное повторение мелодии в нескольких строках произведения, отсутствие вариационного развития мотивов. Мелодика выразительна, легко усваивается певцами. Первые записи болгарского распева в московских певческих книгах появились в начале 17 века.